Телефоны в Крыму: +7-(495)-946-70-75 (звонок через интернет, пн-пт, 9-18), +7-(978)-74-05550 (МТС), +7-(978)-11-50-978 (VIBER), mail@partenit.ru Skype: partenit.ru

 

Нотариальные сделки по-новому

Министерство юстиции России утвердило регламент, детально прописывающий порядок совершения нотариальных действий. Документ помимо прочего четко прописывает, какие документы нотариус должен запрашивать у граждан, а какие обязан находить сам.

Например, пожалуй, впервые в нормативном акте Минюста подробно перечислено, какие документы человек может показать нотариусу, чтобы подтвердить личность.

Основной документ, конечно, паспорт. Бывает, что граждане начинают уговаривать нотариуса выписать доверенность, скажем, по студенческому билету. Или рабочему пропуску. Но нет. Документ должен иметь серьезный статус, признаваться государством в качестве удостоверения личности. В первую очередь это паспорт. В период оформления паспорта нотариус примет временное удостоверение личности гражданина РФ. Допустимы военный билет, заграничный паспорт, удостоверение моряка и т.п.

Но главный вопрос, какие еще документы должен принести человек для различных нотариальных действий. Бегать по инстанциям, чтобы собрать пакет справок для визита к нотариусу, человеку не надо. Нотариат постепенно переходит на работу в режиме одного окна. Как пояснил начальник юридического отдела Федеральной нотариальной палаты Александр Сагин, потребовать с гражданина не прописанные в Регламенте сведения по своему усмотрению нотариус не вправе.

Что надо взять с собой для визита к нотариусу, перечислено в документе, отдельно для каждого нотариального действия.

Нотариус не вправе требовать с человека лишних бумаг. Если возникли сомнения, он обязан проверить все сам.

В частности, для удостоверения сделки с недвижимостью в первую очередь надо принести паспорт (как и при любом другом нотариальном действии). Если гражданин состоит в браке, потребуется согласие супруга на совершение сделки в отношении недвижимости, приобретенной в период брака, и т.п.

Зато всю информацию о самом объекте недвижимости, его характеристиках, собственнике, наличии обременения нотариус запрашивает самостоятельно в Едином государственном реестре недвижимости. Исключением являются случаи, когда права на объект недвижимости возникли до создания единого реестра (январь 1998 года). Тогда, собираясь к нотариусу, необходимо будет взять с собой документ, подтверждающий возникновение права собственности на объект сделки.

Для удостоверения сделок, в том числе сделок с недвижимостью, нотариус будет проверять стороны сделки на дееспособность и правоспособность. В Едином государственном реестре недвижимости будет запрашиваться информация о наличии (отсутствии) решения суда о признании заявителя недееспособным или ограниченно дееспособным.

Напомним, что значительный объем информации нотариус получает путем запроса через Единую информационную систему нотариата, которая подключена к системе электронного межведомственного обмена данными. Сегодня нотариусы оперативно взаимодействуют с Росреестром, МВД, ФНС, кредитными организациями и рядом других структур. Сейчас в Госдуме обсуждается законопроект, дающий нотариусам право доступа в единую базу данных ЗАГС, которая должна появиться в будущем году.

Таким образом, клиентам нотариальных контор не приходится обращаться в различные инстанции и собирать множество справок и подтверждений.

"Прежде всего регламент направлен на защиту прав граждан, — говорит президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик. — Такой четкий порядок позволит обеспечить единую правоприменительную практику для всех нотариусов страны. При нарушении регламента (например, при запросе не заявленных в нем сведений в рамках того или иного нотариального действия) нотариусу грозит дисциплинарное наказание".

Кроме того, введение регламента, по мнению Константина Корсика, снижает риск оспаривания нотариальных действий. Гражданин, выбирая нотариальную форму, получает стопроцентное доказательство его добросовестности и законности совершенного им юридического действия. Посторонним людям будет гораздо сложнее отменить какую-то сделку через суд. Ведь если нотариус проверил, значит, все было сделано правильно.

Как поясняют эксперты, появление в нотариальном делопроизводстве строгих правил в отношении объема запрашиваемой информации не отменяет обязанности нотариуса по тщательной проверке всех документов. Если появляются сомнения в подлинности бумаг, нотариус вправе сделать дополнительный запрос, например, в правоохранительные органы.

Также регламент устанавливает сразу пять различных способов внесения и сохранения сведений нотариусом. Нотариус вправе выбрать один или несколько вариантов фиксирования информации. Важно отметить, что с 1 января будущего года данные обо всех нотариальных действиях будут вноситься в соответствующие реестры Единой информационной системы.

Кстати, по словам экспертов, тарифы на нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью за последние годы снижены более чем в три раза. К примеру, стоимость удостоверения сделки купли-продажи квартиры между посторонними людьми ценой в 10 миллионов рублей два года назад составила бы 75 000 руб. Сегодня стоимость такой сделки составляет 25 000 руб. Для сделок, которые подлежат обязательному нотариальному удостоверению, а на сегодняшний день это все сделки с долями недвижимости, тариф установлен Налоговым кодексом и составляет 0,5% от стоимости недвижимости.

Крым, Симферополь, Тамара Беглова

Источник: "Первый крымский"
Новости от 06.09.2017


Посмотреть все новости ...


   
  © 2013-2017 "Партенит.Ру"